Карлов, Д. А. «И я могу как гай юлий цезарь!» Исследование распределения внимания: исследовательская работа [Текст] / Д.А. Карлов, рук.: А.А. Соколова, Е.Д. Карлова. – Березовский, 2010. – 33 с.
«Ты что Цезарь, что ли?» - мы часто слышим от взрослых. Но, в чем, же феномен Цезаря? Почему взрослые, так часто делая нам замечания, обращаются к его имени? Историки сходятся во мнении о том, что он обладал феноменальной способностью: одновременно слушать, читать и диктовать. А я могу как Гай Юлий Цезарь? Поиск ответа на этот вопрос привел автора к исследованию распределения внимания.
Оказывается, Во многих катастрофах виновата не техника, а «человеческий фактор». Например: командир экипажа неспособен реагировать сразу на несколько сигналов, это причина 70% авиакатастроф.
Большинство людей мыслят слишком прямолинейно, чтобы справляться с многоплановыми задачами. Быстрое развитие техники приводит нас к тому, что человек должен уметь справляться с несколькими делами одновременно, жизнь на каждом шагу требует распределения внимания. А значит, эта проблема носит большой практический интерес.
По данным диагностики, проведенной автором работы, лишь у 20% детей уровень распределения внимания выше среднего. Это говорит о том, что на сегодняшний день в образовательном процессе этому вопросу не уделяется достаточного внимания, а значит, перед нами поставлена новая задача.
Цель работы заключается в исследовании способности человека одновременно выполнять несколько дел и формирование практических умений учащихся и взрослых распределять внимание.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Определить понятие внимания и изучить основные его свойства;
2. Изучить возможность людей выполнять несколько дел одновременно, и выявить при каких условиях эти действия совершаются успешно;
3. Определить возможность развития способностей распределения внимания;
4. Изучить влияние уровня распределения внимания на образовательный процесс.
Объектом исследования является способность распределения внимания. Предмет исследования – распределение внимания. Исследование проводилось на базе детского сада «Сказка» (подготовительная группа), лицея №17 г. Березовский (третьи классы), а также среди родителей и знакомых (взрослые).
Для достоверности и надежности полученных результатов использовали несколько методов исследования: Изучение, Наблюдение, Эксперимент, Сравнение, Анализ и Синтез.
В данной работе автор определил, что внимание – это направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии.
Внимание можно сравнивать с пучком света или лучом прожектора, который направляется на яркое, актуальное, наиболее значимое. Этот луч света может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. На научном языке перечисленные характеристики называются свойствами внимания. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объём, устойчивость, распределение внимания, к вторичным – переключение внимания.
В своей работе автор изучил возможность людей выполнять несколько дел одновременно и выявили, что трудно выполнять два и более вида умственной деятельности. Выяснил, что легче совмещать умственную и двигательную деятельность, а также, что для успешного выполнения одновременно двух дел одно должно быть доведено до автоматизма.
При экспериментальном исследовании дошкольников использовались два вида диагностических упражнений: «Найди и вычеркни» и «Графический диктант». Диагностика «Найди и вычеркни» при первичном исследовании ребят показала, что распределение внимания на высоком уровне у 33% детей, у 17% – средний уровень, а у остальных детей – низкий уровень распределения внимания. После проведения коррекционных развивающих упражнений диагностика показала, что 100% ребят достигли высокого уровня распределения внимания.
При экспериментальном исследовании младших школьников использовались три вида диагностических упражнений: видоизмененная «Методика Немова», «Исследование способностей распределения внимания» и «Корректурная проба». Результаты диагностики «Исследование способностей распределения внимания» таковы: распределение внимания на высоком уровне у 33% детей, у 17% – средний уровень, а у остальных детей – низкий. После проведения развивающих упражнений стало – 67 и 33% соответственно. Видоизмененная «Методика Немова» показала, что результат улучшился у 17% учащихся. Диагностика «Корректурная проба» дала возможность увидеть, что результат улучшился у 67% обследуемых школьников.
Исследование людей зрелого возраста проходило по диагностике «Корректурная проба». Она показала, что 94% испытуемых имеют высокий уровень распределения внимания и только 6% - средний. Замечено, что средний уровень у людей в возрасте от 18 до 25 лет, а высокий уровень распределения внимания имеют люди старше 25 лет.
Таким образом, автор определил, что существует возможность развития распределения внимания. Оно формируется с помощью упражнений и накопления соответствующих навыков. Причем, именно в дошкольном возрасте распределение внимания поддается совершенствованию и развитию, а его уровень увеличивается с возрастом. С помощью диагностики «Исследование способностей распределения внимания» были обследованы ученики трех младших классов Лицея №17 г. Березовский.
В итоге обработки данных определились следующие результаты: высокий уровень у 20% детей, низкий – 12%. Для установления влияния уровня распределения внимания на образовательный процесс мы взяли данные успеваемости обследуемых учащихся, они таковы: высокий уровень – 7%, средний уровень – 68%.
В результате исследования стало ясно, что высокий уровень распределения внимания обеспечивает успешность результатов учебной деятельности. Большинству учеников необходимо повысить свой уровень распределения внимания для улучшения успеваемости.
Анализ материала и результаты экспериментального исследования распределения внимания у дошкольников, школьников и взрослых показали, что проблема распределения внимания является актуальной. Поэтому автор рекомендует на основе результатов исследования выпустить сборник упражнений для практического использования и опубликования. Данный комплекс окажет помощь педагогам, воспитателям и родителям в диагностике и повышении уровня распределения внимания.
«Я и упражнения делаю правильно, и слушаю хорошо. А вот как диктант – одни проблемы. А, оказывается, все дело в трудности распределения внимания: ведь надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и соседка под боком спрашивает: "Как писать?" Это говорит о том, что мое распределение внимания нуждается в тренировке, а после этого и я смогу как Гай Юлий Цезарь!» – говорит автор данной исследовательской работы.
Открыть материал (3.85 Mb)
|