Бунина, В., Ильина, Е. Проблема жертв школьного насилия: исследовательская работа [Текст] / В. Бунина, Е. Ильина, рук.: О.Е. Левина. – Березовский, 2011.
Выявление того, какие личностные особенности ребенка и средовые факторы влияют на его положение в ученической группе, стало целью данной работы.
В соответствии с целью и гипотезой работы были решены следующие задачи:
-
изучить проблему школьного насилия как следствия неблагоприятных межличностных отношений в ученической группе;
-
выявить характер межличностных отношений в ученических группах 6 классов МОУ «Лицей №17» и соотнести полученные результаты с мнением классных руководителей по этому вопросу;
-
изучить особенности личности, поведения, жизни учеников-аутсайдеров;
-
обобщить полученные результаты и сделать предположение о закономерностях, определяющих их положение в ученической группе.
Использовались следующие методы:
-
анализ теоретической литературы;
-
анализ документов; тестирование;
-
анкетный опрос;
-
методы статистической и графической обработки результатов.
В данном исследовании, которое проводилось в 6 классах в октябре-декабре 2010 года, приняли участие 78 шестиклассников, 10 учителей.
В результате исследования было выявлено, что учителя, в том числе классные руководители, не всегда способны адекватно оценить ситуацию межличностного общения, выявить жертву школьного насилия, оценить серьезность ее положения. Только 40% педагогов оценивают обстановку в классах, где присутствуют факты насилия, как неблагоприятную.
Жертвам школьного насилия свойственны проявления эмоционального неблагополучия. Семейные условия, интеллектуальные способности детей-аутсайдеров могут быть различными. Предположено, что это не является фактором, определяющим их положение в ученической группе. Факторов, которые однозначно можно считать определяющими, выявлено не было. Перспективами исследования является изучение других ученических групп, расширение выборки испытуемых, что позволит сделать обоснованные выводы о характере школьного насилия.
Результаты данного исследования актуальны для педагогов, работающих в исследованных классах.
Открыть материал (47.0 Kb)
|