Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития человека. Тема семьи и семейных ценностей, рождения и воспитания детей сегодня особенно актуальна. Происходившие в конце 20 и начале 21 столетия преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, повлияли на семейные отношения, что проявилось в их нестабильности, снижения воспитательных функций семьи. Принятые правительством законы о материнском капитале, ипотечном кредитовании, направленные на материальное поддержание молодых и многодетных семей, должны были исправить сложившееся положение.
В городе Березовский наметилась положительная динамика по рождению детей: если по данным бюро ЗАГС в 2005 году родилось 560 малышей, то в 2013 году новорожденных было уже 647, что на 16% больше. Однако, по данным того же бюро в 2005 году был зарегистрирован 421 брак и 257 разводов (61% семей распалось), а в 2013 году зарегистрировано только 356 браков, что на 65 браков меньше, зато разводов зарегистрировано 281 (79% семей распалось). Частично уменьшение количества браков можно объяснить уменьшением численности жителей города: в 2005 году численность составляла 51800 жителей, а на начало 2014 года численность составила 49389 жителей. Такое уменьшение численности объясняется не только присоединением Арсентьевки и ГРП к Кемеровскому району, но и оттоку из города молодёжи.
Юность - это время выбора жизненного пути. Юноши и девушки строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Насколько российский институт семьи и брака в процессе социально-экономических перемен приобретет новые или лишится старых своих качеств, зависит от отношения современных старшеклассников и студентов к семейным ценностям: супружеству, родительским обязанностям.
Цель исследования: изучить особенности отношения студентов и старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни.
Задачи работы:
1) изучить литературу по предмету исследования;
2) разработать анкету, направленную на изучение особенностей отношения студентов к браку и перспективам их семейной жизни;
3) провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;
4) сравнить особенности взглядов юношей и девушек на перспективы их будущей семейной жизни.
5) сравнить особенности взглядов студентов и школьников на перспективы их будущей семейной жизни.
Объект исследования: ценностные ориентации студентов в вопросах супружества.
Предмет исследования: отношение студентов к браку и перспективам их семейной жизни как ценностной ориентации в юности.
Гипотеза: несмотря на имеющее место общественное мнение о снижении важности семейных взаимоотношений для юношества, мы предполагаем, что ценность семьи и брака для наших студентов и старших школьников является высокой и значимой.
В целом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: не смотря на имеющее место общественное мнение о снижении важности семейных взаимоотношений для юношества и данных бюро ЗАГС города Березовского, ценность семьи и брака для молодых людей является высокой и значимой. Так 95% опрошенных считают необходимой официальную регистрацию брака, 87% не поддерживают создание ранних браков. Основными условиями, обеспечивающими успех семейных взаимоотношений, студенты называют: любовь супругов, общность интересов , благоприятные взаимоотношения, материальный достаток и удовлетворенность интимными отношениями. В целом, по нашему мнению, этот перечень охватывает все грани семейной жизни. Вместе с тем, можно предположить об имеющихся противоречиях в потребностях молодых людей в обеспечении поддержки их личностного самоопределения, построения жизненных перспектив. 24% опрошенных категорически не удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в родительской семье, 11% живут или в неполных семьях или без родителей, следовательно, они не имеют достойного образца детско-родительских и супружеских отношений. Они намерены строить свою собственную жизнь совершенно по-другому. Но как?
|