Литвинова, Е. А. Формирование личности через воспитание патриотического отношения к малой Родине [Электронный ресурс] / Е. А. Литвинова // Краеведение. - 2013. - 26 апреля. - URL: http://kraeved.my1.ru/load/8-1-0-42.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ определяет: «Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».
Актуальность данной работы определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю.
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому школьный музей способствует: расширению общеобразовательного кругозора учащихся; воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа; воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся; развитию общественно-практической активности, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы; приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, проведению экскурсий, изучении и благоустройстве памятников города.
Практически в каждой школе нашего города работает школьный музей или краеведческий уголок.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» 20 февраля 2007 года был открыт музей «Родина – это важно!». В сборе и оформлении материалов принимали участие педагоги и учащиеся школы. Музей состоит из 3-х комнат общая площадь 79,3 кв. м
Задача школьного музея состоит в том, чтобы воспитать патриота и гражданина, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего историческое прошлое своей страны, своего города, своей семьи, школы. Руководитель музея Лопатина Надежда Васильевна. В музее 4 раздела:
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – КУЗБАСС»
Экспозиции: «Животный мир родного края», «Предки. Быт – русская изба».
«ГОРОД БЕРЕЗОВСКИЙ»
Экспозиции: «Береза – русская красавица, ты символ родины – России, и город мой – Березовский», «Шахта «Березовская – мать города»», «Мини-музей о березе».
«ВЕЛИКОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАБЫТО»
Экспозиции: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Память должна жить», «Спасибо за жизнь».
«ДОМ МЕЧТЫ И РАДОСТИ – ШКОЛА»
Экспозиции: «История школы. Директора школы. Гордость школы. Школьные традиции. Звездный дождь. Выпускники».
Музейный фонд составляет 586 экспонатов, из них 456 экспонатов составляет основной фонд, 129 - вспомогательный.
В 2009 году музею присвоено звание «Музей образовательного учреждения» свидетельство №12717.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в ноябре 1986 года был открыт школьный музей «История школы», 17 апреля 2000 года музей получил паспорт № П-55-02, руководит музеем последние 5 лет Гераскина Надежда Тимофеевна, заведующая библиотекой школы №2. Девиз музея: «Грядущее рождается сейчас»
Фонд музея насчитывает около 940 экспонатов, которые представлены в 4 основных тематических экспозициях:
- История школы - 140 экспоната
- Они стояли у истоков - 102 экспоната
- Учителями славится Россия -305 экспонатов
- Ученики приносят славу школе - 190 экспонатов
- Выпускники воины Афганистана- 80 экспонатов
- Учителя Участники ВОВ-120 экспонатов
Помещение школьного музея 60 кв. м., основной фонд насчитывает более 600 экспонатов, вспомогательный около 300 экспонатов, количество подлинных экспонатов музея – 582 экспоната, 12 особо ценных экспонатов (Например, платок ручной работы, фронтовые письма, «Записная книжка пионера» 1961 года, личные вещи награды учителей). Для более полного восприятия и раскрытия тематики экспозиций музей оснащен теле и видеотехникой, а также мультимедийной установкой.
В музее ведется большая экскурсионно-массовая работа,общественно-полезная работа: музей ведет просветительскую и культурно-массовую работу по сохранению исторической памяти, оказывает шефскую помощь ветеранам школы и микроучастка.
Актив школьного музея в течение многих лет шефствует над памятниками города:
- памятник погибшим шахтерам и жителям поселка в ВОВ
- памятник погибшим воинам афганцам
В течение последних лет актив музея ухаживает:
- за памятником Герою Советского Союза Резвых Л.С.
- за памятником воину интернационалисту Лужбину А.
- за памятником Герою Труда Коношевичу Л.С.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» в феврале 2009 года был открыт музей «История школы № 16», руководит которым Проскурина Лариса Ильинична. Музей является неотъемлемой частью общешкольного организма. Учителя используют его экспозиции и фонды в учебно-воспитательном процессе. Одной из самых традиционных форм работы музея является подготовка и проведение встреч с ветеранами войны, труда и интересными людьми нашего города. В музее есть постоянные экспозиции и временные.
Постоянная: История школы (история открытия школы)
Сменные:
- Первые учителя (первые директора школы, учителя, которые работают и работали со дня основания школы);
- Наши прадедушки во время ВОВ (история участия в Великой Отечественной войне дедушек и прадедушек обучающихся);
- История школьных принадлежностей (какие изменения происходят с течением времени в подготовке школьных уроков, школьных принадлежностей);
- История одной пуговицы (по следам военных походов во время гражданской войны)
Основной фонд музея насчитывает более 500 экспонатов: альбомы, вещи школьной тематики, дидактическое оборудование, значки, папки, раскладушки по истории школы, методика преподавания (планы - конспекты). Материалы о детских организациях: пионерской, комсомольской, октябрятской. Материалы о спортивной жизни школы, учебная литература, учебники, учебные карты, тетради, альбомы, шефы и др.
Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, на основе знаний истории своей семьи, своей школы, своей Малой Родины, накопления жизненного опыта и духовности и здорового образа жизни.
В МБОУ «ООШ № 8» и в МБОУ «ООШ № 4» идет работа по оформлению краеведческих уголков. В МБОУ «Лицей № 17» идет работа по созданию музея. Уже собрано достаточно много материалов из истории школы, города, родного поселка.
С целью активизации изучения историко – культурного пространства родного города, выявления талантливых учащихся, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколенияпо инициативе Центра развития творчества детей и юношества было решено организовать в городе конкурс «Юный экскурсовод».
30 ноября 2010 года на базе Центра развития творчества детей и юношества прошла школа актива для экскурсоводов школьных музеев и краеведческих уголков, на которой поднимались вопросы по организации, проведению экскурсий, оформлению методической разработке, подготовке к первому городскому конкурсу. По итогам работы все участники получили методическую разработку «Школьный экскурсовод».
Горюнова Мария, победитель 2010 года
15 и 16 декабря 2010года прошел первый городской конкурс «Юный экскурсовод». В конкурсе приняли участие МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «ООШ №8», МБОУ «СОШ №16», МБОУ «Лицей №17». Работы участников оценивала экспертная группа в составе:
- Цыпкайкина Марина Викторовна – заведующая экскурсионно-массовым отделом городского краеведческого музея
- Полосухина Татьяна Дмитриевна – заведующая краеведческим сектором центральной городской библиотеки
- Михайлов Юрий Михайлович – корреспондент газеты «Мой город»
- Литвинова Елена Анатольевна – методист МБОУДОД «ЦРТДиЮ»
По итогам работы определились победители:
1 место - Горюнова Мария, МБОУ «СОШ № 16», 8 класс, экскурсия: «Из истории школьных принадлежностей»
2 место - Новицкая Надежда, МБОУ «СОШ № 2, 6 класс, экскурсия: «Улица моя»
3 место - Родак Ольга, МБОУ «ООШ № 8, 9 класс, экскурсия: «Город мой, любуюсь и горжусь тобой»
Канина Нина, победитель 2011 года
17 и 18 октября 2011 года прошел второй городской конкурс «Юный экскурсовод». В конкурсе приняли участие МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «ООШ №4», МБОУ «ООШ №8», МБОУ «СОШ №16». В первый конкурсный день гостеприимно открыл двери музей школы №16. Канина Нина с улыбкой встретила своих маленьких экскурсантов и очень подробно и интересно рассказала детям об истории школьной формы и школьного портфеля.
В школе № 8 Болдова Лиза рассказала об улице Черняховского, биографию Ивана Даниловича, его жизненный путь. Провела виртуальную экскурсию по улице Черняховского.
Экскурсоводы школы № 4 рассказали об истории создания памятника воинам – жителям посёлка Барзас, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Возложили цветы к памятнику и почтили погибших солдат минутой молчания.
Чирухина Татьяна экскурсовод школы № 1 познакомила первоклашек с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа. Ребята побывали в исконно русской избе, где смогли прикоснуться к старинным вещам, предметам быта и послушать музыку из граммофона.
Экскурсоводы школы № 2 провели обзорную экскурсию по школьному музею. Рассказали об основных тематических экспозициях музея.
По итогам работы жюри в составе:
- Войцеховская Юлия Владимировна – старший инспектор Управления образования
- Крылик Ольга Александровна – главный хранитель городского краеведческого музея
- Полосухина Татьяна Дмитриевна – заведующая краеведческим сектором центральная городская библиотека
- Литвинова Елена Анатольевна – методист МБОУДОД «ЦРТДиЮ»
Были определены победители:
1 место - Канина Нина, МБОУ «СОШ № 16», «Из истории школьной формы. Из истории школьного портфеля»
2 место - Чирухина Татьяна, МБОУ «СОШ № 1», «Русская изба»
2 место - Климентьева Виктория, Кузнецов Илья, Поспеловский Артём, Сагитова Мария, Турков Никита МБОУ «ООШ № 4», «История создания памятника воинам – жителям посёлка Барзас, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
3 место - Морозова Вика, Новицкая Надя, Красноперова Надя, Манакова Аня, МБОУ «СОШ № 2», «Я поведу тебя в музей»
По итогам конкурса были выпущеныбуклеты и сборники. В сборники вошли методические разработки экскурсий, представленные на городской конкурс «Юный экскурсовод».
Работа школьного музея – это живая и гармоничная частица педагогического процесса, воспитания патриотизма и гражданственности, идеологического воспитания учащихся. А идеология нашего государства – это духовный стержень, который связывает историческое прошлое, современность и будущее, это лучик, который освещает путь политического, социально-экономического и духовного развития общества.
Городской конкурс «Юный экскурсовод» для учащихся нашего города стал традиционным.
|