ГОРОД БЕРЁЗОВСКИЙ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Формирование личности через воспитание патриотического отношения к малой Родине
Литвинова, Е. А. Формирование личности через воспитание патриотического отношения к малой Родине [Электронный ресурс] / Е. А. Литвинова // Краеведение. - 2013. - 26 апреля. - URL: http://kraeved.my1.ru/load/8-1-0-42.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ определяет: «Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».

Актуальность данной работы определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю.

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому школьный музей способствует: расширению общеобразовательного кругозора учащихся; воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа; воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся; развитию общественно-практической активности, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы; приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, проведению экскурсий, изучении и благоустройстве памятников города.

Практически в каждой школе нашего города работает школьный музей или краеведческий уголок.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» 20 февраля 2007 года был открыт музей «Родина – это важно!». В сборе и оформлении материалов принимали участие педагоги и учащиеся школы. Музей состоит из 3-х комнат общая площадь 79,3 кв. м

Задача школьного музея состоит в том, чтобы воспитать патриота и гражданина, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего историческое прошлое своей страны, своего города, своей семьи, школы. Руководитель музея Лопатина Надежда Васильевна. В музее 4 раздела:

  1. «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – КУЗБАСС»

    Экспозиции: «Животный мир родного края», «Предки. Быт – русская изба».

  2. «ГОРОД БЕРЕЗОВСКИЙ»

    Экспозиции: «Береза – русская красавица, ты символ родины – России, и город мой – Березовский», «Шахта «Березовская – мать города»», «Мини-музей о березе».

  3. «ВЕЛИКОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАБЫТО»

    Экспозиции: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Память должна жить», «Спасибо за жизнь».

  4. «ДОМ МЕЧТЫ И РАДОСТИ – ШКОЛА»

    Экспозиции: «История школы. Директора школы. Гордость школы. Школьные традиции. Звездный дождь. Выпускники».

Музейный фонд составляет 586 экспонатов, из них 456 экспонатов составляет основной фонд, 129 - вспомогательный.

В 2009 году музею присвоено звание «Музей образовательного учреждения» свидетельство №12717.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в ноябре 1986 года был открыт школьный музей «История школы», 17 апреля 2000 года музей получил паспорт № П-55-02, руководит музеем последние 5 лет Гераскина Надежда Тимофеевна, заведующая библиотекой школы №2. Девиз музея: «Грядущее рождается сейчас»

Фонд музея насчитывает около 940 экспонатов, которые представлены в 4 основных тематических экспозициях:

  1. История школы - 140 экспоната
  2. Они стояли у истоков - 102 экспоната
  3. Учителями славится Россия -305 экспонатов
  4. Ученики приносят славу школе - 190 экспонатов
  5. Выпускники воины Афганистана- 80 экспонатов
  6. Учителя Участники ВОВ-120 экспонатов

Помещение школьного музея 60 кв. м., основной фонд насчитывает более 600 экспонатов, вспомогательный около 300 экспонатов, количество подлинных экспонатов музея – 582 экспоната, 12 особо ценных экспонатов (Например, платок ручной работы, фронтовые письма, «Записная книжка пионера» 1961 года, личные вещи награды учителей). Для более полного восприятия и раскрытия тематики экспозиций музей оснащен теле и видеотехникой, а также мультимедийной установкой.

В музее ведется большая экскурсионно-массовая работа,общественно-полезная работа: музей ведет просветительскую и культурно-массовую работу по сохранению исторической памяти, оказывает шефскую помощь ветеранам школы и микроучастка.

Актив школьного музея в течение многих лет шефствует над памятниками города:

  • памятник погибшим шахтерам и жителям поселка в ВОВ
  • памятник погибшим воинам афганцам

В течение последних лет актив музея ухаживает:

  • за памятником Герою Советского Союза Резвых Л.С.
  • за памятником воину интернационалисту Лужбину А.
  • за памятником Герою Труда Коношевичу Л.С.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» в феврале 2009 года был открыт музей «История школы № 16», руководит которым Проскурина Лариса Ильинична. Музей является неотъемлемой частью общешкольного организма. Учителя используют его экспозиции и фонды в учебно-воспитательном процессе. Одной из самых традиционных форм работы музея является подготовка и проведение встреч с ветеранами войны, труда и интересными людьми нашего города. В музее есть постоянные экспозиции и временные.

Постоянная: История школы (история открытия школы)

Сменные:

  • Первые учителя (первые директора школы, учителя, которые работают и работали со дня основания школы);
  • Наши прадедушки во время ВОВ (история участия в Великой Отечественной войне дедушек и прадедушек обучающихся);
  • История школьных принадлежностей (какие изменения происходят с течением времени в подготовке школьных уроков, школьных принадлежностей);
  • История одной пуговицы (по следам военных походов во время гражданской войны)

Основной фонд музея насчитывает более 500 экспонатов: альбомы, вещи школьной тематики, дидактическое оборудование, значки, папки, раскладушки по истории школы, методика преподавания (планы - конспекты). Материалы о детских организациях: пионерской, комсомольской, октябрятской. Материалы о спортивной жизни школы, учебная литература, учебники, учебные карты, тетради, альбомы, шефы и др.

Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, на основе знаний истории своей семьи, своей школы, своей Малой Родины, накопления жизненного опыта и духовности и здорового образа жизни.

В МБОУ «ООШ № 8» и в МБОУ «ООШ № 4» идет работа по оформлению краеведческих уголков. В МБОУ «Лицей № 17» идет работа по созданию музея. Уже собрано достаточно много материалов из истории школы, города, родного поселка.

С целью активизации изучения историко – культурного пространства родного города, выявления талантливых учащихся, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколенияпо инициативе Центра развития творчества детей и юношества было решено организовать в городе конкурс «Юный экскурсовод».

30 ноября 2010 года на базе Центра развития творчества детей и юношества прошла школа актива для экскурсоводов школьных музеев и краеведческих уголков, на которой поднимались вопросы по организации, проведению экскурсий, оформлению методической разработке, подготовке к первому городскому конкурсу. По итогам работы все участники получили методическую разработку «Школьный экскурсовод».


Горюнова Мария, победитель 2010 года

15 и 16 декабря 2010года прошел первый городской конкурс «Юный экскурсовод». В конкурсе приняли участие МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «ООШ №8», МБОУ «СОШ №16», МБОУ «Лицей №17».

Работы участников оценивала экспертная группа в составе:

  • Цыпкайкина Марина Викторовна – заведующая экскурсионно-массовым отделом городского краеведческого музея
  • Полосухина Татьяна Дмитриевна – заведующая краеведческим сектором центральной городской библиотеки
  • Михайлов Юрий Михайлович – корреспондент газеты «Мой город»
  • Литвинова Елена Анатольевна – методист МБОУДОД «ЦРТДиЮ»

По итогам работы определились победители:

1 место - Горюнова Мария, МБОУ «СОШ № 16», 8 класс, экскурсия: «Из истории школьных принадлежностей»

2 место - Новицкая Надежда, МБОУ «СОШ № 2, 6 класс, экскурсия: «Улица моя»

3 место - Родак Ольга, МБОУ «ООШ № 8, 9 класс, экскурсия: «Город мой, любуюсь и горжусь тобой»


Канина Нина, победитель 2011 года

17 и 18 октября 2011 года прошел второй городской конкурс «Юный экскурсовод». В конкурсе приняли участие МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «ООШ №4», МБОУ «ООШ №8», МБОУ «СОШ №16».

В первый конкурсный день гостеприимно открыл двери музей школы №16. Канина Нина с улыбкой встретила своих маленьких экскурсантов и очень подробно и интересно рассказала детям об истории школьной формы и школьного портфеля.

В школе № 8 Болдова Лиза рассказала об улице Черняховского, биографию Ивана Даниловича, его жизненный путь. Провела виртуальную экскурсию по улице Черняховского.

Экскурсоводы школы № 4 рассказали об истории создания памятника воинам – жителям посёлка Барзас, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Возложили цветы к памятнику и почтили погибших солдат минутой молчания.

Чирухина Татьяна экскурсовод школы № 1 познакомила первоклашек с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа. Ребята побывали в исконно русской избе, где смогли прикоснуться к старинным вещам, предметам быта и послушать музыку из граммофона.

Экскурсоводы школы № 2 провели обзорную экскурсию по школьному музею. Рассказали об основных тематических экспозициях музея.

По итогам работы жюри в составе:

  • Войцеховская Юлия Владимировна – старший инспектор Управления образования
  • Крылик Ольга Александровна – главный хранитель городского краеведческого музея
  • Полосухина Татьяна Дмитриевна – заведующая краеведческим сектором центральная городская библиотека
  • Литвинова Елена Анатольевна – методист МБОУДОД «ЦРТДиЮ»

Были определены победители:

1 место - Канина Нина, МБОУ «СОШ № 16», «Из истории школьной формы. Из истории школьного портфеля»

2 место - Чирухина Татьяна, МБОУ «СОШ № 1», «Русская изба»

2 место - Климентьева Виктория, Кузнецов Илья, Поспеловский Артём, Сагитова Мария, Турков Никита МБОУ «ООШ № 4», «История создания памятника воинам – жителям посёлка Барзас, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

3 место - Морозова Вика, Новицкая Надя, Красноперова Надя, Манакова Аня, МБОУ «СОШ № 2», «Я поведу тебя в музей»

По итогам конкурса были выпущеныбуклеты и сборники. В сборники вошли методические разработки экскурсий, представленные на городской конкурс «Юный экскурсовод».

Работа школьного музея – это живая и гармоничная частица педагогического процесса, воспитания патриотизма и гражданственности, идеологического воспитания учащихся. А идеология нашего государства – это духовный стержень, который связывает историческое прошлое, современность и будущее, это лучик, который освещает путь политического, социально-экономического и духовного развития общества.

Городской конкурс «Юный экскурсовод» для учащихся нашего города стал традиционным.

Категория: Наука и образование | Последнее обновление: 26.04.2013 | Просмотров: 861 | Скачиваний: 0

Вернуться в начало страницы

© МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Березовский, 2011-2018
Моя библиотека