ГОРОД БЕРЁЗОВСКИЙ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Зверева, Е. А. Экологическое воспитание дошкольников

«Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, – мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками».

(Джеральд Даррелл)

Наверное, нет лучше слов сказанных в прошлом веке английским натуралистом, писателем, основателем Джерсийского зоопарка и Фонда охраны дикой природы Джеральдом Даррелл. Наша планета это одна большая, красивая паутина, но очень сложная и хрупкая. С каждым годом звучание природы становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. И нанесён он руками человека. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела…

Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.

В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Дошкольный возраст – ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Целью экологического воспитания в МАДОУ Детский сад №15 «Журавушка» является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в нашем детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В течение всего учебного года проводились мероприятия по экологическому воспитанию детей. В марте прошли конкурсы экологических проектов среди педагогов на тему: «Природы лучшие друзья», в апреле «Огород на окне». Цель: Обогащение и расширение знаний и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц, о роли человека в жизни птиц.

На первом этапе проектов воспитатели проводили с ребятами беседы, в которых повторили сведения о видовом разнообразии зимующих птиц нашего региона.

На втором этапе воспитателями и ребятами каждой группы (совместно с родителями) были изготовлены и размещены на территории детского сада кормушки. На протяжении всего месяца дети наблюдали за кормушками, ежедневно пополняли запасы семечек, пшена и хлебных крошек.

На заключительном этапе были подведены итоги акции, в каждой группе оформлены выставки фотографий, рисунков и поделок, посвященных зимующим птицам.

     

Особенно запоминаются ребятам совместные мероприятия с родителями, педагогами. Очень интересно прошёл в апреле «Брейн ринг» на тему « В мире птиц» среди ребят и родителей. Подготовила и провела, старший воспитатель Зверева Е.А. Брейн–ринг открыла песня «Лето», в исполнении Валяевой Ю. и Билибиной К.Соревновались 2 команды: команда «Следопыты» (дошколята) и команда «Зелёные» (родители). Брейн – ринг состоял из 8 раундов: « Экологическая разминка», « Птичий базар», « Народные приметы», « Музыкальный марафон», « Угадай по пантомиме», «Чёрный ящик»,«Угадай, чей след», «Правила друзей природы». Команды отвечали на экологические вопросы, отгадывали следы животных, голоса природы, играли, называли народные приметы, правила, как беречь и охранять природу. В итоге победила команда дошколят «Следопыты».

  

Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с городской центральной библиотекой. Проводятся совместные мероприятия, экскурсии. В апреле зав. отделом развития и инноваций ЦГБ Карташова О.А. провела для ребят подготовительной группы «Знайки» мастер-класс «Красные птицы победы». Цель мероприятия: расширение кругозора знаний о пернатых друзьях, развитие навыков работы с тканью. Ребята не только пополнили свои знания о пернатых друзьях леса, но и узнали о мифологических и фольклорных традициях формирования образа птицы.

     

В течение всего учебного года в детском саду проходят выставки, конкурсы рисунков на экологические темы: « Мы под солнышком живём», «Сохраним родную природу», «Пернатые друзья» и другие, с целью расширения кругозора воспитанников, ознакомления детей с миром природы родного края, развития творческого воображения, наблюдательности, мелкой моторики. Выставкам работ предшествует всегда большая подготовительная работа. Ребята изучают многообразие животного и растительного мира Сибири, что природа неповторима и уникальна и её необходимо беречь и охранять. Всё это они вместе с родителями воплощают в своих работах.

     

Традиционно в детском саду проводятся различные экологические акции.

Особенно запоминаются дошколятам акции по посадке деревьев. За два года функционирования детского сада, возле территории разбилась целая аллея, в этом году мы её назвали «Аллея Победы». Благодаря участию родителей, педагогов, было высажено 140 саженцев молодых сосёнок, берёзок, рябин, сирени. Восполнение зеленых насаждений, сохранение природы, посадка, уход за деревьями и кустарниками, эколого-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из задач экологического воспитания дошкольников в совместной деятельности взрослых и детей.

  

Организованные занятия, праздники, развлечения проводятся в течение всего учебного года и летних каникул. Занятия проходят в форме игр – путешествий.

В апреле прошло открытое занятие « В гости к хозяйке леса» во 2младшей группы «Солнечные лучики». Провела занятие воспитатель Вирич А.М. Ребята, рассказали птички – синичке, как вести себя в весеннем лесу, помогли очистить в лесу ручей от мусора, нашли для медведя друзей, помогли хозяйке леса расселить птиц в гнёзда и скворечник, собрали красивые цветы на полянке.

  

А лето ждут ребята весь год! Это отдых, закаливание и оздоровление всего детского организма. Но работа по экологическому просвещению и воспитанию продолжается. Как не летом можно увидеть всю красоту природы.

Наш детский сад расположен недалеко от лесного массива. В этом году созданы две экологические тропы. Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Играя, малыши познают многоликий мир природы, учатся общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Летом территория детского сада благоухает цветами, которые привлекают детей своей красотой. И у них не возникает желания сорвать и погубить их. Проведенные мероприятия в первых числах июня 2015года « В гости к мишке», «В лесу у Лесовичка», « В поисках клада», способствовали расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы, сохранению её уникальности и красоты.

  

Вместе с родителями и педагогами на территории детского сада разработали мини-огород, на котором высадили овощи и цветы. Ребята наблюдают, ухаживают за растениями, а осенью сами соберут, надеемся богатый урожай.

  

Проведенные мероприятия в рамках акции защиты от экологической опасности позволило детям, педагогам, родителям внести свой посильный вклад в дело сбережения природы, сохранения благоприятной среды жизни для нас и будущих поколений. Практика мероприятий показала свою эффективность, количество и качество запланированных и выполненных мероприятий увеличилось. В 2015-2016 учебном году планируем расширять круг участников Дней защиты от экологической опасности, и увеличивать количество и качество проводимых мероприятий.

Категория: Наука и образование | Последнее обновление: 03.11.2015 | Просмотров: 123 | Скачиваний: 8

Вернуться в начало страницы

© МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Березовский, 2011-2018
Моя библиотека