ГОРОД БЕРЁЗОВСКИЙ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Судьба первых учителей школы № 16 в годы Великой Отечественной войны
Шляпкина, О. Судьба первых учителей школы № 16 в годы Великой Отечественной войны : исследовательская работа / О. Шляпкина ; рук.: Л. И. Проскурина ; Управление образования Администрации города Берёзовского Кемеровской области, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16». - Березовский, 2012. - 9 с : фото.

Часть 1. Военная судьба учителей в цифрах и диаграммах

22 июня 1941 года в четыре часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину. И сразу жизнь простых людей раскололась на две части. Там, за спиной, остались довоенные годы, мирное небо и надежды на счастливое будущее. Здесь и сейчас – жестокая кровавая война. Свидетелями и участниками этих событий стали 73% первых учителей школы № 16 (рис. 1).

Рисунок 1. Возрастная структура учительского коллектива на момент открытия школы

4% наших первых учителей, родившихся до войны и в годы войны стали непосредственными участниками боевых действий (Теплякова П. Н., Короткова Е. В., Антонова О. В.). 11% учителей этого поколения жили в прифронтовой зоне: Воронежская, Московская, Ростовская области, Северный Кавказ. Это были Дроздова Т. Д., Пучкова В. И., Сверинкова Е. С., Кукушкина Н. А., Пашкова Л. И., Лубенец Т. И. и др. 8% наших будущих учителей были эвакуированы из европейской части страны (рис. 2). Для Войко В. М., Корман Р. Б., Сверинковой Е. С., Клименковой Л. В., Антоновой В. В. Сибирь стала второй Родиной.

Рисунок 2. Влияние Великой Отечественной войны на судьбы учителей, родившихся до войны и в годы войны


Часть 2. История войны в учительских судьбах

Лето 1941 года. Идут тяжелейшие кровопролитные бои, в которых погибают множество русских людей. Враг стремительно наступает. Началась эвакуация людей и предприятий с захваченных противником территорий.

Длинные нескончаемые поезда, вагоны, набитые людьми до отказа, перестук колес и страх, что налетят фашистские самолеты и будут бомбить. И среди этой огромной массы людей маленькая шестилетняя девочка Лера. Она едет с мамой на Алтай и еще не знает о том, что там, на войне, от которой они бегут, погибнет ее отец. Алтай станет для Валерии второй родиной. Так началась военная биография Антоновой Валерии Викторовны.

А война продолжается. Идут бои за Ленинград. В июле — сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам города, отрезав его от тыла страны. Началась длительная и страшная блокада. Девятьсот мучительных дней и ночей, варварские бомбардировки, голод и холод. И в этом аду живет крохотное существо по имени Лариса, которой всего несколько месяцев от роду.

Так безрадостно началась ее жизнь. С наступлением морозов по льду Ладожского озера наладили временную дорогу, которую сами ленинградцы назвали дорогой жизни. Для маленькой Ларисы, будущей Клименковой Ларисы Васильевны, она действительно стала дорогой жизни в самом прямом смысле. В январе 1942 года по этой дороге ее вывезли из города и привезли к нам в Кузбасс.

Антонова Валерия Владимировна, учитель начальных классов

Клименкова Лариса Васильевна, учитель физики

Жизнь в эвакуации тоже была нелегкой, но сибиряки приняли беду приезжих как свою. И это помогло им выжить. Ковалевич Эльза Яковлевна, учитель английского языка, вспоминает: «У нас было много друзей. На всю жизнь запомню тетю Катю, простую русскую женщину. Она брала нас с сестрой, сажала на печку, теплую и большую, и мы играли с ее ребятишками. Помню ее «затируху», самую вкусную еду в те времена».

А война продолжается. С сентября 1941 года началась знаменитая Московская битва. Враг рвется к Москве. В ходе стремительного немецкого наступления в окружении попадали советские войска. В одно из таких окружений попал Закир Замалетдинов – отец учительницы начальных классов нашей школы Назыровой Веры Захаровны.

Закир Замалетдинов был офицером, политруком, получив приказ выйти из окружения, он с криком: «За Москву, за Сталина, за Родину!»- поднял своих солдат в атаку. Это было на рассвете 25 января 1942 года. В этом бою Закир получил тяжелое ранение, но солдаты не бросили своего командира и тащили его на ремнях до линии фронта. За жизнь Закира Замалетдинова боролись два года, но спасти его так и не смогли.

За победоносной Московской битвой наступила полоса неудач. Весной и летом 1942 года наша армия продолжает отступать, враг прорвался к великой русской реке – Волге. Такова предыстория Сталинградской битвы. Она началась осенью 1942 года и закончилась в феврале 1943 года. Очевидцем этой героической эпопеи стала юная семилетняя девочка Валя. Став учителем русского языка и литературы, Сергеева Валентина Алексеевна рассказывала об этих событиях своим ученикам. Ее родители работали на железной дороге и часто бывали в этом кровавом кошмаре.

Иногда в поездки на фронт они брали детей: «Под Сталинградом была станция Петров-Вал, где хранилось оружие, снаряды, боевая техника. Родители оставляли нас в товарном вагоне здесь, в Петровом Валу, а сами отвозили боеприпасы на то самое место, где шло решающее судьбу Сталинграда и русских людей сражение. Когда я, теперь уже полвека спустя, перечитываю роман Бондарева «Горячий снег», все пережитое всплывает в памяти».

Закир Замалетдинов с женой перед войной

Сергеева Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, завуч школы

Московская, Сталинградская, Курская битва – это большая война, но там, в тылу врага, тоже шла своя война – партизанская. Люди уходили в леса и создавали боевые отряды, чтобы воевать с фашистами. В каждой деревне, в каждом селе у партизан были свои верные «глаза и уши». Они рисковали своей жизнью, жизнью своих близких еще больше, чем партизаны, но поступить иначе они не могли.

Среди таких верных помощников была двадцатилетняя, тонкая как тростинка, учительница начальных классов Антонова Ольга Владимировна (рис. 5). Она жила в Смоленской области, и уже летом 1941 года ее малая родина оказалась в тылу врага. Она собирала сведения о немцах, передавала продукты партизанам до февраля 1942 года, пока советские войска не освободили ее деревню от фашистских захватчиков.

Многие наши первые учителя были детьми войны и пережили нелегкое, «недетское» детство. Но особенно тяжело было тем детям, у кого погибли отцы на фронте. Назырова Вера Захаровна, Кирсанова Зоя Дмитриевна, Кочнева Тамара Филипповна росли без отцов, вся тяжесть военных и послевоенных лет легла на плечи их матерей.

Назырова Вера Захаровна вспоминала, как много ей приходилось работать физически, чтобы помочь маме: «Мы работали по дому: копали огород и носили воду коромыслами для полива, дрова с лесопилки, уголь с террикона шахты. Но дети росли в те годы дружными. Вечерами мы собирались на улице, играли в мяч, подвижные игры. Ведь в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, книг и тех было очень мало».

Антонова Ольга Владимировна, учитель немецкого языка

Назырова Вера Захаровна, учитель начальных классов

В годы войны беда могла прийти не только с фронта. Вормсбехер Эльза до войны жила в городе Баку. Она была дочерью репрессированных немцев. «Зимой 1941 года нашу семью выселили из города. Отца и мать сразу куда-то забрали. Мы – дети (шестилетняя Альма и я, трехлетняя Эльза), остались одни.

Через какое-то время за нами приехала бабушка. Нас посадили в теплушки и повезли в Красноярский край. Голодные, раздетые мы провели в пути очень много времени. Зимой 1942 года на санях нас, полуживых, привезли в деревню Осиновка. Простые люди приняли нас хорошо, помогали, чем могли», - прошло столько лет, но до сих пор пережитое отзывается болью в душе Ковалевич Эльзы Яковлевны.

Война была везде. На западе наша армия гнала противника, освобождая города и села. В тылу врага храбро сражались партизаны. В советском тылу наши бабушки и дедушки совершали свои подвиги на трудовом фронте. Сутками они стояли у станка, не разгибая спину, работали в поле, снабжая фронт оружием и боеприпасами. Но угроза войны была и на востоке. Нашей армии приходилось держать воинские части, опасаясь вторжения японских войск. Там на Дальнем Востоке несла свою военную службу по охране государственных границ молодой солдат Резникова Полина (рис. 8). По 12 часов в сутки она с подругой отбивала азбуку Морзе, ходила в ночные караулы – охраняла склады с боеприпасами, блиндажи, командные пункты, пирсы.

«Страшнее всего было на посту. Ночь, тайга, рядом никого. В темноте мелькают огоньки, то горящие папиросы, то прыгающие светлячки. Диверсанты в нашу сторону не заходили; но в соседних частях бывали случаи, когда часовых уносил уссурийский тигр». В 1944 году Полину Николаевну демобилизовали, и она вернулась к учительскому труду.

Ковалевич Эльза Яковлевна, учитель английского языка

Теплякова Полина Николаевна, учитель начальных участков

Все пережили наши первые учителя: голод, холод, разруху. Великая Отечественная война стала частью их судьбы. Но они нашли в себе силы закрыть эту трагическую страницу и вернуться к мирной светлой жизни без войны. И в августе 1968 года они встретились вместе, чтобы открыть страницы другой истории – истории школы № 16.


ВЫВОДЫ

Великая Отечественная война прямо или косвенно повлияла на судьбу большинства первых учителей школы №16:

  1. 73% учителей относятся к военному поколению.
  2. 4% учителей военного поколения стали непосредственными участниками боевых действий.
  3. 8% учителей военного поколения, будучи малолетними детьми, были вывезены в результате эвакуации к нам в Кузбасс.
  4. 11 % первых учителей встретили войну в прифронтовой зоне, весь страх и ужас войны они испытали себе.
  5. Несмотря на то, что только четверть учителей непосредственно столкнулась с военными событиями, что такое голод, холод, непосильная работа, узнало и почувствовало все военное поколение учителей.
Категория: История города | Последнее обновление: 23.05.2013 | Просмотров: 634 | Скачиваний: 38

Вернуться в начало страницы

© МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Березовский, 2011-2018
Моя библиотека