ГОРОД БЕРЁЗОВСКИЙ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
История новогодних традиций в России

Панина, Ю. История новогодних традиций в России [Электронный ресурс] // Новый год — что мы знаем о нём? — URL: http://rusimages.webspecialist.ru/articles/rusyear.shtml

Каждая эпоха считает свойственный ей порядок вещей единственно возможным и правильным. Не избежал этого отношения и первый праздник в году — Новый год. Многое, что кажется нам привычным и естественным, а порою и очень древним, на самом деле по историческим меркам появилось совсем недавно. Новый год для современного россиянина — зима, снег, детские утренники, ёлка с игрушками, Дед Мороз... Но всегда ли было так?

За века российской истории Новый год менял положение неоднократно. В допетровской Руси он приходился сначала на первое марта, потом (с XV в.) на первое сентября (и до сих пор православная церковь празднует новолетие первого сентября по старому стилю — четырнадцатого сентября по новому). Это обстоятельство не раз вводило в заблуждение позднейших историков. В самом деле, представьте себе, что летописец XVI в. говорит о событии, случившемся в сентябре 1501 г. Для него — 1500 год закончился августом, и начался 1501… но для живущих в XX в. этот месяц принадлежит к году 1500. Так порою возникали ошибки в датировке на целый год.

А празднование нового года зимой в русские традиции ввёл Пётр I, которого история России знает как великого реформатора. Этот обычай, вместе с многими другими, он привёз с запада, где начало года принято было отмечать первого января. Итак, новолетие 1700 отмечалось дважды: первый раз, как обычно, осенью, и второй раз — в январе, с новыми для того времени забавами, тоже привезёнными из Европы. Впрочем, первое января во времена Петра приходилось на дни Святок — и без того праздничные. В XX в. переход на григорианский календарь сместил Новый год на рождественский пост. Но в XVIII в. о таком подвохе никто ещё и не думал.

Ёлка — казалось бы, неотъемлемый атрибут зимних праздников — также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. Потому жестокое разочарование ждёт тех, кто видит в наряжании ёлки волховской или друидический обряд — ничего древнерусского или древнеславянского нет в этом обычае. До того ель на Руси была символом траура по покойникам, и ничего праздничного в ней русский народ не видел. Да и европейские бюргеры слыхом не слыхали о друидах, а волхвов, как в России, так и в Европе, знали по евангельскому повествованию, а не по романам фэнтези.

Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерева в праздичном уборе. К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого «древнего народного обычая» ещё не знали. Но ёлка эта ещё не была новогодней — она называлась рождественской и украшалась лакомствами, игрушками, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия. Впрочем, о символической стороне помнили далеко не все, а взрослые на святочных увеселениях вели себя порою хуже детей…

Ну, а в начале XX в. грянула пролетарская революция, и все праздники были объявлены буржуазным пережитком (вся прежняя история России — тоже). Ёлка попала под эту статью, надолго сделавшись опальной. Впрочем, сравнительно быстро выяснилось, что без праздников не может обходиться ни один, даже самый совершенный, строй, и что Новый год присутствует в году, даже если его не отмечать вовсе… Конечно, Рождество, как религиозный праздник, было запрещено безвозвратно, но ёлка в 1930 г. получила дозволение вернуться. Правда, звезда на её вершине сделалась пятиконечной — красной; натуральные лакомства стали постепенно заменяться бутафорией — игрушками; игрушки со временем усложнялись (хотя наибольшую популярность до сегодняшнего дня сохранили шары — напоминание о яблоках; конкурировать с ними не могут ни шишки, ни звёзды, ни колокольчики, ни другие, более замысловатые игрушки); свечи сменились электрогирляндами, а ватный «снег» стал огнеупорным.

Ах, да — сами ёлки стали синтетическими. Хотя живые красавицы по-прежнему пользуются успехом, несмотря на неудобства, связанные с осыпающейся хвоей. Вот — таков облик новогодней ёлки на сегодняшний день.

А теперь надо вспомнить о том, кто приносит под ёлку подарки. Нет, тот дедушка Мороз, которого мы знаем с детства, вовсе не так уж древен! Он ещё моложе, чем ёлка.

Русские сказки отлично знали персону по имени Мороз, старик Мороз, Мороз Красный Нос (или Синий Нос — у кого как…), а также помягче — Морозко. Но это был не самый добрый герой, и подарки он дарил не всем и не всегда, а если одаривал — то только в награду за труды (хотя дары эти явно превосходили обычную плату за стряпню и уборку, кои выполняла попавшая к Морозу сирота). Чаще Мороз предпочитал позабавиться, похрустывая снежком, постукивая в стены домов, заставляя дрожать от холода путников (особо любил он морозить тех, кто сидит в санях, закутавшись в шубу, а те, кто бежал пешком или махал топором, так просто Морозу не давались). Таким же предстаёт Мороз в литературе XIX в. — «Мороз Красный Нос» Некрасова и старик Мороз в «Снегурочке» Островского; особой доброты и желания одаривать детей подарками он не проявляет и к ёлке отношения не имеет. Это Мороз до XIX в. включительно.

Возможно, «устроители» Деда Мороза на советских ёлках взяли за образец дореволюционного святочного деда, а возможно — западного Санта-Клауса. Санта-Клаус — по-русски, святитель Николай, зимний праздник которого по времени близок Новому году. Сделать его раздателем подарков позволил эпизод из жития, когда святитель подбросил «три мешцы злата» в бедную семью, чем уберег от продажи в рабство трёх дочерей. Надо заметить, что Санта вытеснил собой образ строгого святителя, превратившись в сказочный персонаж; впрочем, появился он тоже не слишком давно — во времена Гофмана подарки детям приносил младенец Христос, а во времена Гюго — добрая фея. Так, или иначе, но Санта-Клаус как атрибут Нового года (а точнее — Рождества) на западе уже был, теперь на советских ёлках появился Дед Мороз.

Но его роль не ограничилась участием в новогоднем представлении и раздачей подарков — Дед Мороз заделался героем экрана. Надо признать, что тот Мороз, которого мы знаем, в значительной мере создан трудом советских режиссёров, снявших замечательные циклы мультфильмов и фильмы-сказки, непревзойдённым из которых до сих пор остаётся «Морозко» режиссёра Александра Роу.

Другой персонаж, чьё присутствие обязательно для новогодней ёлки — Снегурочка, внучка Мороза. Странно было бы, если бы внучка оказалась старше деда, и появляется она чуть позднее его.

В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку с белоснежной кожей или девушку, слепленную бездетными стариками из снега и растаявшую при прыжке через купальский костёр. По мотивам этих сказок драматург Островский создал образ своей Снегурочки — дочери Мороза и Весны, холодной, не знающей любви, и погибшей от лучей ревнивого Ярилы в тот час, когда любовь коснулась всё-таки её сердца. Красивый, но печальный образ. Ту Снегурочку, которую знаем мы, роднит с ним лишь красивое имя и сказочный наряд. Снегурочка Нового года лишена трагического начала и являет собой героиню светлой и счастливой сказки, задача которой — приносить детям праздник. И она справляется с этой задачей, успешно дополняя и оттеняя своего дедушку.

А для взрослых людей существует ставшая привычной трансляция боя кремлёвских курантов. Надо ли говорить, что телевидения не знали ни славяне, ни русичи, ни Пётр I, ни устроители первой кремлёвской ёлки? Словом, если покопать как следует, то из новогодних обычаев по настоящему древним окажется только маскарад, который известен во многих странах без какого бы то ни было заимствования.

Так что же — Новый год, к которому мы так привыкли, вовсе не такой древний праздник, и не столь древни его традиции (о свойственной некоторым традиции превращать всякий праздник в пьянку лучше умолчать)? Ну и пусть! Разве плохо, что в такой короткий срок, буквально за одно-два поколения, возник новый, красивый праздник с красивыми обычаями? И пусть через тысячу лет потомки, благодарные и не очень, находя старые открытки с новогодней ёлкой, Морозом и Снегурочкой, восхищаются красотой старинных обрядов — русских обрядов, которыми мы сейчас встречаем Новым год. С Новым годом!

Категория: История города | Последнее обновление: 20.12.2011 | Просмотров: 796 | Скачиваний: 86

Вернуться в начало страницы

© МБУК "Централизованная библиотечная система" г. Березовский, 2011-2024
Моя библиотека